Главная страница / English
О нас (27.08.09)
Как вступить в Ковчег
Новости (22.04.2024)
Ответы на ваши вопросы
Как доехать
Вести с полей (05.02.18)
Видеоролики (12.02.11)
Статьи: Наши мысли и опыт (03.04.18)
Наши товары и услуги (заходите!)
Наше творчество:
Фотоальбом (19.12.17)
Почта
· Частые вопросы о семинарах
Для тех, кому неудобно приехать на семинар: "В гости в Ковчег"
Подписаться на новости через почту
Или подписка через форму:
English version:
* Main page
* Key facts
* Photos
* E-mail
Материалы по обороне
Ильинских рубежей:
|
Наши мысли и опыт
Федор Лазутин
Перспективы развития поселения родовых поместий:
что нужно сделать для того, чтобы поселения и всё движение развивались?
Всё ниженаписанное является почти полной стенограммой доклада Фёдора Лазутина, его личной точкой зрения, основанной на личном опыте, наблюдениях, общении и исследовании того, что происходит в мире и у нас в России. Доклад был сделан на Встрече представителей действующих поселений в феврале 2014 года в Ковчеге, за год до смерти Фёдора.
Немногим известно, что один из основателей поселения Ковчег, один из самых заметных людей в движении родовых поместий в 2000-2010 гг., пчеловод-естественник, Фёдор Лазутин примерно с 2011 года в движении родовых поместий разочаровался. В период с 2010 по 2015 год Фёдор посетил несколько поселений в Европе и Америке, создал центр естественного пчеловодства.
Его мнение о развитии движения родовых поместий тем более ценно, что оно представляет собой взгляд со стороны. А невовлечённость Фёдора, его спокойный безэмоциональный анализ, несомненно, будет полезен всем коллективам, создающим поселения родовых поместий. На его выступлении присутствовали представители 30 поселений России и Белоруссии. После выступления была оживлённая дискуссия, которая сама по себе достойна отдельной статьи.
Фёдор начал своё выступление словами о том, что у движения создания поселений есть какие-то плюсы, есть и какие-то минусы. Развитие зависит и от плюсов, и от минусов, но минусы часто являются болезненными темами. Однако если мы обходим вниманием минусы, тогда нет и развития. Дальнейший доклад состоял из 7 пунктов с комментариями.
1. Перестать считать себя исключительными
Многие слышали примерно такие фразы: «только родовые поместья спасут мир»; «если вы не читали книги Мегре, то с вами не о чем дальше разговаривать»; «мы строим родовые поместья и делаем всё правильно, а все остальные делают неправильно, потому что не догоняют, но может быть, потом поймут».
На самом деле, у нас и в России, и за рубежом есть много единомышленников. Тех, кто хочет действительно сделать этот мир лучше: пермакультурные течения, эко-фермеры, органическое земледелие, альтернативная педагогика, экологи всякого рода (городские и не городские), переходные города. Много людей, разных движений, которые думают о том же, мечтают о том же, но не строят родовые поместья. Они – наши союзники. Нам с ними надо дружить, перенимать опыт друг у друга, как мне кажется. Понять, что мы все – большая семья и как-то консолидироваться. Потому что если мы этого не делаем, то мы, во-первых, лишаем себя какого-то опыта, который есть в этом мире, и, во-вторых, наживаем себе в некотором смысле врагов. Потому что когда люди считают себя исключительными, окружающее пространство начинает работать против них.
2. Выстраивать реальную экономику
На сегодняшний день, условно, 90% живущих в родовых поместьях имеют доход из города. Либо получают ренту, либо ездят на работу, либо делают для города какую-то работу. 10% зарабатывают в поселении. Но зарабатывают в основном тем, что делают что-то для этих 90%. Чаще всего это строительство. Это временное явление, поскольку, когда все обустроятся, эта деятельность схлопнется. Поэтому то, о чём нам стоит всерьёз задуматься и что нужно делать, – это выстраивать экономику. Производить то, что будет приносить доход. Люди, которые эту тему исследовали, считают, что это – сельское хозяйство, производство продуктов питания.
Почему? Потому что есть в этом большая потребность: настоящие продукты, органически чистые, пользуются большим спросом.
Что это может быть?
- Это могут быть фруктовые сады. Если треть гектара будет садом – это около 100 деревьев. И дохода с этих 100 деревьев будет достаточно для того, чтобы нормально жила одна семья.
- Это может быть большая теплица. Расчёт такой: теплицы размером 5-10 соток тоже достаточно для дохода одной семье.
- Это могут быть кустарники. Тема, которая пока не развивается: смородина, крыжовник, облепиха. Это то, что великолепно растёт в нашем климате, 100% даёт урожай, и оно не раскручено, потому что все едят бананы и апельсины, а на самом деле наша чёрная смородина – это непревзойдённый кустарник по витаминам, микроэлементам и другим веществам. Просто международным корпорациям выгодно везти бананы.
- Можно просто морковку, свеклу выращивать и из погреба зимой продавать по достаточно высоким ценам.
Кроме продуктов жители сельской местности могут давать рекреацию для горожан. Гостевые домики: приехать отдохнуть, побыть на природе, поработать физически.
Продукты и рекреация – это две основные темы. Остальное туда добавляется: ремёсла, пчеловодство, лесопользование и так далее.
3. Быть понятными окружающим людям
Нужно быть понятными всем, в том числе властям всех уровней, своим соседям. Сегодня экопоселения или поселения родовых поместий не очень понятны властям. Им всё равно не понятно, что мы тут делаем, они считают нас дачниками. Это очень хорошо связано с пунктом про экономику, так как если мы будем что-то производить, что-то выдавать в окружающее пространство, то мы становимся понятными и администрации всех уровней, и окружающим людям, нашим соседям.
И они начинают нам помогать. Местная, районная, областная администрации заинтересованы в том, чтобы у них на территории что-то происходило. Они знают, что здесь, в Калужской области, население вырастает в 4 раза за счёт дачников. Но у них ничего не производится, и им галочку трудно поставить в своих отчётах. Территориям не хватает деятельности. Как только начинает что-то происходить, администрации становится это интересно и они готовы помогать.
4. Выстраивать социум (коллектив, общину)
Чтобы поселения процветали, нужно учиться выстраивать отношения. Этот пункт самый трудный из всех, выстраивание социума – самая ключевая тема. Может где-то есть поселения без конфликтов, но в основном происходит так, что люди разбиваются на группировки, люди между собой ссорятся, не общаются потом много лет. Вроде всё бы и ничего, но на это уходит очень много энергии, сил, ресурсов. И эти внутренние (внутри поселения) противоречия мешают развиваться каким-то проектам, интересной деятельности, потому что вся энергия уходит на конфликты. Что с этим делать я, честно говоря, не знаю. Общие слова можно сказать…
Нереально научится жить без конфликтов, конфликты всё равно будут. Нужно создавать такое пространство, в котором эти конфликты будут улаживаться. Должны быть чёткие механизмы. В старое время во всех народах мира, во всех устойчивых культурах такие механизмы были.
Во-первых, люди рождались и жили в одно понятийной среде, в одной культуре и традиции. Во-вторых, в этой традиции были заложены механизмы улаживания отношений. Потому что иначе конфликт разрастается. Людям нужно вместе какой-то праздник устроить или дело общее, а оно уже не получается, люди не могут видеть другу друга. Поэтому во всех устойчивых культурах были механизмы улаживания конфликтов.
Проблема в том, что эта традиция утрачена. Мы пришли из города, где прожили уже 2-3 поколения наших предков. Мы выросли не в одной деревне, не в одной традиции, условиях, понятиях. Мы выросли в разных семьях, разных городах. В разных слоях общества. Потом пришли сюда.
И ещё: вся современная цивилизация работает на то, чтобы наше эго раздувать. Поэтому нам трудно. Поэтому в современном мире улаживание конфликтов происходит с помощью административно-командной системы. Она в городе есть везде. На предприятии и в школе, везде есть пирамида власти. Сколько я разговаривал со многими предпринимателями, у них главная задача – не допустить, чтоб в коллективе были какие-то конфликты, группировки, и всё такое. Они с этим работают. Но они работают с помощью административно-командной системы. И это понятно. Есть начальник, который может уволить, наказать.
Когда мы собираемся в экопоселение, поселение родовых поместий, то мы, во-первых, утратили эту традицию, и, во-вторых, мы не хотим выстраивать административно-командную систему сознательно. Мы хотим от неё отказаться. У нас не получается улаживать конфликты. Они накапливаются, застаревают и в результате получается общество, где уже очень большой накопленный груз конфликтов.
Что с этим делать? Наверное, выход может быть таким: коллектив людей по своей доброй воле начинает учиться улаживать конфликты, работать с этим. А механизмов улаживания конфликтов накоплено очень много. Есть десятки тысяч разных коммун, общин, поселений, за много лет накопивших разные методики. Это и круги, и стульчики мудрости, и разного рода форумы, душевные беседы, всё что угодно (подсказка из зала: «кулачный бой»). А улаживать конфликты надо постоянно. Устойчиво существующие сообщества улаживают конфликты каждый день. Каждый вечер собираются и разбирают всё: кто в течение дня на кого косо посмотрел, кто что-то не то сказал и так далее. И это очень легко делается. Потому что, на самом деле, почвы для конфликтов никакой нет, два человека могут это спокойно разобрать, и дальше это не будет развиваться. И для этого нужна только добрая воля коллектива.
Практика Ковчега и других сообществ показывает: как только людям удаётся собраться и сплотиться как единое целое, то очень большие дела можно делать.
5. Образование
Очень важно во всех наших поселениях и экопоселениях выстраивать образование для детей. Это и какого-то рода детские садики и, обязательно, школа. Желательно ещё и высшее образование давать. Образование нужно было бы вообще на первое место поставить. Но я его поставил на пятое место, потому что оно связано с темой конфликтов очень сильно. Потому что трудно выстроить образование в поселениях, когда у нас конфликты. А так, по важности, наверное, это самое важное. На образование нужно выделять просто отдельный ресурс. Например, из экономики (второй пункт) брать 10% или 20% и просто направлять на образование: на строительство, на оплату педагогов или ещё на что-то.
Не делать образование по ходу дела, а направлять на него ресурсы.
6. Все поселения родовых поместий должны стать экопоселениями
Не все поселения этого хотят. Мне кажется, что это – обязательно. Что такое экопоселения? Это во-первых – экологически чистые технологии, во-вторых – осознанный минимализм, и в-третьих – кооперация между людьми.
Кооперация это, например, единый автопарк: вместо 10 машин – одна; один трактор вместо мотоблоков на каждом участке; какие-то общие поездки; та же школа.
Эти слагаемые: минимализм, осознанность, кооперация, экологичность способны освободить огромные ресурсы, энергетические и денежные. Ресурсы для того, чтобы вкладывать их в образование и во всё остальное. И это всё, конечно, связано с умением договариваться жить вместе.
7. Культура
Жить в поселении должно быть радостно. Нужно делать так, чтобы было классно, весело, радостно, здорово. Чтобы были праздники, песни.
Резюме
Вот, в принципе, всё, что нужно делать для того, чтобы мы, поселения родовых поместий, развивались дальше. Как это делать – я не знаю. Это сложно. Я действительно не знаю. Кроме тех поселений, которые приехали на встречу (прим.: у нас жёсткие условия участия, определяемые количеством зимующих семей и общественными проектами в поселении), обычная картина выглядит примерно так.
Есть поселение. Допустим, 100 участков. Они выделены в собственность, дома построены, а зимует 4 семьи на 4 участках. Все остальные приезжают на лето или приезжают редко. Конечно, этим 4 семьям трудно реализовать перечисленные выше пункты.
По опыту нашего поселения: чем больше людей, тем проще. Ведь надо же много что решать: и дороги от снега чистить, и строить эти дороги, и электричество вести, и чтобы учителя были. И механики чтобы были, и столярка чтобы работала, и всё такое прочее. Если это всего 4 семьи, то это всё сложно.
Есть такие люди, которые так и живут (4 семьи на всё поле). Но это – герои. Я лично таких знаю, они и детей рожают, и ветряки ставят, глава семьи сам и строитель, и колодцы копает. И в одиночку строит общий дом в поселении. Они возят своих детей, пока маленьких, по всем кружкам в ближайший город, 2-3 раза в неделю. Они пока смирились, говорят, что ладно, деваться некуда. Но неизвестно что будет, когда дети достигнут школьного возраста.
На вопрос: «Что же делать?» ответ, наверное, такой: тем людям, которые осознали это в поселении, нужно консолидироваться на основе доброй воли и стараться вот это всё (7 пунктов) выстраивать. Остальные соседи, видя, что что-то хорошее происходит, будут подтягиваться. Наверное, так.
В случае же создания нового поселения надо это всё учитывать заранее и закладывать в какую-то структуру.
Лазутин Фёдор
Другие наши мысли и опыт
- Травы в моей жизни
(И.Сапунова) (new!!! - апрель 2018)
- Переезжающим в поселение. Стратегии, этапы, сроки переезда
(С.Федотова) (декабрь 2017)
- Перспективы развития поселения родовых поместий: что нужно сделать для того, чтобы поселения
и всё движение развивались?
(стенограмма выступления Ф.Лазутина) (февраль 2017)
ОФОРМЛЕНИЕ БУМАГ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА:
- С чего начать создавать экопоселение
- Наше отношение к Земле
- Как мы оформляем землю
- Юридические вопросы оформления экопоселения Ковчег
- Как мы оформляли населенный пункт
- Есть ли в России земля? (январь 2009, одна из наиболее популярных статей)
ПЕЧНАЯ ТЕМА:
(всего у нас сложено и работает уже более 30 разных печек):
- Опыт использования печей медленного горения в экопоселени
- Опыт эксплуатации первой сложенной в доме печки, а так же рассказ о том, что показала её разборка на третьем году жизни
- Дом и отопление. Подход к планировке дома
РАЗНОЕ ИНТЕРЕСНОЕ:
- Картофель в родовом поместье (май 2016)
- Представляем вашему вниманию семена, выращенные в экопоселении родовых поместий Ковчег (Калужская обл.) (март 2016)
- Наш опыт: готовим зубной порошок с лекарственными травами
СТИЛЬ ЖИЗНИ:
- В Поморску ромшу (С.Федотова, А.Кулясова) (май 2016)
- Главное в Ковчеге (А.Канищев) (май 2016)
- Антисистема (А.Михайлов) (июнь 2016)
- Антисистема. Часть 2: Инквизиция (А.Михайлов) (июнь 2016)
- Ноосфера, этика, дворянство (А.Михайлов) (июнь 2016)
- Правила общежития (С.Федотова) (июнь 2016)
- О философии денег в поселении (июнь 2016)
О ПОСЕЛЕНИЯХ ВООБЩЕ:
- Жизнь, которая ничего не стоит (или небольшой рассказ о жизни в Колумбии)
- Школа пермакультуры в Кении. Рассказ основателя
- Экопоселение "Зибен Линден", Германия. Записки гостя
- Окно в будущее, или "Исцеляющее Пространство" Тамера.
- Почему государству не нужна деревня?
ЛЕСНАЯ ТЕМА:
странички Лесной дружины на других сайтах
- вКонтакте
- Мир тесен
- От сплошных рубок к выборочным (А.Ю.Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России)
- Протокол совещания по вопросу об оптимальных видах рубок в лесах, примыкающих к населенным пунктам Ильинского сельского поселения
- Сколько человеку нужно леса? (май 2011)
- Как защитить наш лес от незаконных рубок
- Как остановить вырубку леса? (Вопросы-ответы)
- Как сохранить и возродить наш лес
- Эффективное противодействие травяным пожарам
- Читайте также как мы тушили лесной пожар в августе 2010
ОПЫТ ЕСТЕСТВЕННОГО ПЧЕЛОВОДСТВА:
(без лекарств, без сахара, без ревизий, с зимовкой на воле):
- Детали и тонкости естественного подхода в пасечном деле
- Популярно о зимовке пчелиных семей, а также о том, как сделать её как можно более успешной
- "Пчёлы в радость или Опыт естественного подхода в пасечном деле" - книга Федора Лазутина по естественному пчеловодству.
- Держать пчел или водить
- Выдержки из книги Попова "Жизнь пчелъ", 1891 года
- Статья "Каким бывает мед" - о том, какие бывают виды меда, как их различать, и как гарантированно избежать подделок.
ОПЫТ РОДИТЕЛЬСТВА:
(всего в экопоселении родилось уже 22 ребенка):
- Опыт посещений женской консультации
- Да здравствуют груднички и мамы, кормящие грудью!
ИЛЬИНСКИЕ РУБЕЖИ:
- Ильинские рубежи - рассказ о местах активных боевых действий
во время ВОВ, расположенных рядом с нашим поселением. (регулярно пополняется!)
|