Окно в будущее, или "Исцеляющее Пространство" Тамера. Мысли поселенцев. Некоммерческое партнёрство "Ковчег".
Некоммерческое партнёрство КОВЧЕГ
Действующее экопоселение. Калужская область, Малоярославецкий район
Главная страница / English
О нас (27.08.09)
Как вступить в Ковчег
Новости   (20 марта 2017)
Ответы на ваши вопросы
Как доехать
Вести с полей (29.03.11)
Видеоролики (12.02.11)
Статьи: Наши мысли и опыт (09.06.2016)
Наши товары и услуги (заходите!)
Наше творчество:
Фотоальбом (25.04.16)
Почта



Ближайшие семинары:

· Частые вопросы о семинарах

Для тех, кому неудобно приехать на семинар: "В гости в Ковчег"



Подписаться на новости
через почту


Или подписка через форму:



English version:
* Main page
* Key facts
* Photos
* E-mail



Материалы по обороне
Ильинских рубежей:
Ильинские рубежи - материалы

Наши мысли и опыт

Федор Лазутин

Окно в будущее
Или "Исцеляющее Пространство" Тамера

    Само слово "Тамера" не имеет привязки к какому-либо языку или историческому названию. Оно пришло в виде озарения Сабине Лихтенфелз - одному из трёх основателей этого уникального посёлка на юге Португалии. А необычное словосочетание "Исцеляющее Пространство" ("Heeling Biotope") отражает глубинную суть той идеи, с которой 15 лет назад в эту пустынную каменистую местность пришли первые поселенцы. Пришли с пустыми руками - без поддержки со стороны корпораций и правительственных структур, без материальных ресурсов и практически без денег. Их было всего несколько человек, но у них было главное - сильное бескорыстное намерение превратить в цветущий сад не только этот участок в 135 гектаров, но постепенно и всю нашу планету. Жители Тамеры считают современное общество глубоко больным, но при этом уверены, что исцеление возможно. И начаться оно должно с нескольких маленьких точек, разбросанных по разным странам и континентам. Поэтому и называются они Исцеляющими Биотопами, а имя глобальной болезни, от которой всем нам предстоит освободиться - это война.

    Война не только явная - с оружием и массовыми убийствами, но и война скрытая, на всех уровнях нашего существования. Мелкая война на производстве и в офисе, в семье и школе, между начальником и подчинёнными, между детьми и родителями, между политическими партиями и религиозными организациями. Более 30 лет назад Дитер Дум, один из основателей Тамеры и автор идеи Исцеляющих Биотопов, поставил перед собой задачу - разобраться в причинах этой войны. Его мечтой было построение нового справедливого сообщества, в основе которого будет лежать не борьба и конкуренция, а любовь и доверие. Где целью станет духовный рост каждого, а не накопление материальных благ, где люди перестанут убивать друг друга и калечить нашу прекрасную землю.

    Но как этого достичь?
    Дитер Дум был знаком с десятками прекрасных проектов и начинаний, но все они со временем рассыпались по причине мелких межличностных конфликтов, противоречий и обид. И если не добраться до первопричины этих проблем, и не устранить её, то начинать новое дело, каким бы замечательным оно не выглядело, просто не имеет смысла. Более пятнадцати лет ушло на размышления, исследования и эксперименты, и образ первого исцеляющего биотопа в общих чертах был сформирован. Осталось немного - найти землю. И в 1995-ом году она появилась.

    Португалия

    Тамера расположена в южной части страны в красивой холмистой местности под названием Алантежу. В этих краях испокон веков основным занятием было сельское хозяйство: люди возделывали виноградники и фруктовые деревья, пасли овец, и в дождливое время года выращивали зерновые культуры. Дополнительный доход давали плантации пробкового дуба - основного источника пробки на мировом рынке.

    Можно ли сказать, что традиционный способ ведения сельского хозяйства являлся устойчивым? Вряд ли. Экологическое равновесие было нарушено ещё во времена владычества древних римлян, когда начали массово вырубаться девственные леса, покрывавшие большую часть территории страны. "Нет леса - нет воды" - сегодня эта аксиома хорошо известна любому человеку, знакомому с основами экологии. А нет воды - нет сельского хозяйства. В этих условиях самым эффективным становится животноводство, но и в нём кроется серьёзная проблема - перевыпас животных (превышение поголовья стада над предельно допустимым для данной площади), который ведёт к уплотнению почвы и к деградации растительного слоя.

    Экологические проблемы появляются, как правило, не вдруг, а постепенно, часто незаметно для глаза одного поколения. Их можно обнаружить, лишь внимательно изучая состояние природы, историю и народные предания. Или слушая рассказы стариков о том, какими полноводными во времена их детства были реки и какими обильными нивы...

    В Алантежу в последние десятилетия слились воедино как экономические, так и экологические проблемы. Страна влилась в ЕС, и покупать продукты стало выгоднее не у своих фермеров, а в Аргентине или Бразилии, где давно обосновались гигантские агрохолдинги с их огромными полями, пестицидами и ГМО. И неважно, что эта продукция вредна и временами даже опасна для здоровья - по дешёвой цене и в красивой упаковке на прилавках она не залёживается. Тем более, что выращивать свою продукцию становится всё труднее - долгое, сухое и очень жаркое лето, нет ни прудов, ни рек, ни озёр, а грунтовые воды год от года уходят всё глубже. В последнее время гибнуть от недостатка влаги стали даже плантации пробкового дуба, с его глубокими мощными корнями и устойчивостью к зимним ветрам и летним засухам. А это уже действительно настоящая катастрофа.

    Сегодня страна развитого некогда сельского хозяйства закупает до девяноста процентов продовольствия, а в сельской местности повсеместно видны следы разрушения - брошенные дома, мусорные свалки и зарастающие поля. Лишь изредка взгляду путешественника предстаёт картина сельской жизни: небольшой трактор, культивирующий каменистый склон холма, неподалёку одинокий дом с хозяйственными постройками, две-три мирно пасущиеся коровы и хорошее асфальтовое шоссе, уходящее в город... Трудно удержаться и не уехать по этому шоссе туда, где можно заработать лёгкие деньги, где кипит жизнь и люди коротают вечера в барах и ночных клубах.

    Но Тамера в этом смысле является исключением. Здесь постоянно растёт население, сюда приезжает масса гостей, и здесь можно воочию увидеть совсем новый для этих мест способ взаимодействия человека и природы под названием пермакультура.

    Пермакультура

    Старожилы говорят, что первые десять лет никто всерьёз сельским хозяйством в Тамере не занимался - очень много было других забот, связанных с формированием коллектива, с обустройством на новом месте, со строительством и созданием минимальной инфраструктуры. Кроме этого, совершенно не было никакого понимания того, что же с этой землёй делать: зимой несколько месяцев проливных дождей, а летом сушь и жара, и полное отсутствие воды для полива. Да и почва не сахар - глина и камни. Это сегодня все жители Тамеры не понаслышке знакомы с принципами пермакультуры и убеждены в том, что будущие Деревни Мира (другое название Исцеляющих Биотопов) без пермакультуры просто немыслимы. А тогда, четыре года назад, после долгих раздумий было принято сильное решение: пригласить одного из самых известных в мире специалистов в этой области - Сеппа Хольцера. И этот момент стал поворотным в истории Тамеры.

    Сепп Хольцер целую неделю пробегал по холмам и долинам, дотошно изучая каждый кустик и каждую кочку, и, закончив свои исследования, собрал всех жителей поселения. "Всё, что у вас сделано, сделано неправильно!" - заявил он сходу. "Дома поставлены не там, дороги проложены неправильно, и вообще всё неправильно! Если вы хотите создать пермакультуру, то всё нужно переделать!". Народ начал тихо роптать: "Может переделать частично, а частично оставить как есть?". Но Сепп был непреклонен: "Хотите со мной работать - соглашайтесь, не хотите, я уезжаю!". И в Тамере было принято второе сильное решение: следовать советам Мастера.

    И сегодня, спустя всего три года после начала создания первого озера, местный ланшафт поражает своей красотой и гармонией. Одно огромное озеро, длинной чуть меньше километра, в центре и шесть поменьше, разбросанных по остальной территории. Несколько уровней террас вокруг каждого озера, на которых возделываются огородные культуры, по краям террас посажены тысячи деревьев, фруктовых и диких. Здесь же, между деревьями, расположены плодовые кустарники и многочисленные многолетние травянистые растения. Основные идеи пермакультуры - максимальное биоразнообразие, грамотная планировка местности, достаточное количество воды, саморегуляция, минимум усилий для получения сельскохозяйственной продукции и эстетическая красота.

    Это отдельная большая и сложная тема, требующая немалых знаний и опыта, и подробно останавливаться на ней здесь просто не имеет смысла. Принципы пермакультуры применимы практически в любом климате и на любой земле, но всякий раз по-разному. Премакультура не имеет шаблонов, и поэтому является творчеством, сродни музыке или живописи, и её так же, как и последние, нужно постепенно осваивать, понимать и чувствовать. В Тамере над созданием пермакультуры под руководством Сеппа Хольцера работает относительно небольшая группа жителей, человек 9-10, при необходимости привлекая участников семинаров или гостей, которых здесь бывает немало. И этих усилий вполне достаточно для того, чтобы заложить основы будущего изобилия и плодородия. А чем заняты остальные жители?

    Проекты Тамеры

    Здесь всего около десяти рабочих групп, каждая из которых занята своим делом. Пермакльтура, строительство, работа в образовательном центре, работа с животными (сейчас это в основном лошади), обслуживание техники и прочие сферы деятельности, необходимые для жизни поселения. Жить в Тамере и не принимать участие в какой-либо группе просто невозможно, поскольку работа на благо поселения является одним из основополагающих принципов. Да это и не интересно - жить здесь и не работать. Ведь работа - это и общение, и взаимопомощь, и обучение, и удовлетворение от того, что ты делаешь что-то полезное для всех. Разумеется, есть возможность переходить из группы в группу, получая новые знания и навыки.

    Кстати сказать, работать до изнеможения здесь и не требуется. В среднем часа четыре-пять в день, без какой-либо гонки. Ведь для нормальной жизни больше и не нужно, если не копить деньги на постройку большого дома, покупку дорогой машины или отдых на Канарах. Оптимизация труда, осознанный минимализм, кооперация (к примеру, общее питание) экономят колоссальное количество времени для занятий творчеством, спортом, дружеских бесед за чашкой чая, общения и размышлений. Словом, для того, что приносит радость и удовлетворение.

    Один из проектов носит название "Солнечная Деревня" и создан с целью построения модели типового поселения будущего. К примеру, здесь отрабатываются различные технологии строительства из природных материалов, таких, как глина, солома, песок, дерево и стекло. Впрочем, эти же материалы характерны и для всех построек в Тамере - простых, естественных, функциональных и красивых. В Солнечной Деревне имеется всё необходимое для самообеспечения продуктами питания: свои пруды и огороды, фруктовые деревья и теплицы. И множество интересных приспособлений, призванных использовать энергию Солнца для самых разнообразных целей: приготовления пищи и получения электроэнергии, нагрева воды и привода мощной водяной помпы. Некоторые из них пока не имеют аналогов нигде в мире. Сюда, в Солнечную Деревню, в течение всего лета каждые выходные приезжает множество португальцев для того, чтобы посмотреть на все эти чудеса и убедиться в том, что и на их каменистой земле под нещадным южным солнцем можно жить спокойной, самодостаточной и мирной жизнью.

    Но и это ещё не всё. У Тамеры есть своя миссия - построение будущего, в котором не будет войны. И над этим здесь работают всерьёз, не жалея ни времени, ни средств. Это и организация летнего Университета Мира, на который съезжается множество людей со всего света, и объединение в единую сеть всех людей и организаций, которые работают во имя Мира на разных континентах. Для этого создан отдельный проект под названием IGP (Institute for Global Peacework) со своим зданием, в котором постоянно трудится 4-5 человек, создавая и поддерживая соответствующие информационные потоки. И ещё здесь занимаются организацией Походов Мира по горячим точкам планеты.

    Походы Мира

    "Сотвори те изменения, которые ты хочешь увидеть в этом мире", - говорят участники Движения за Свободную Землю. Если мы хотим, чтобы на планете прекратились войны, чтобы престали убивать мирных жителей и чтобы престали от голода гибнуть дети, нам нужно действовать. Ведь основная причина голода и страданий в нашем мире связана даже не с экологической катастрофой, а с тем, что людей попросту сгоняют с земель, на которых веками жили их предки. Методы заинтересованных в этом транснациональных корпораций и связанных с ними правительственных структур стары, как мир - натравливание людей и целых народов друг на друга, мелкие денежные подачки, шантаж и прямое насилие. А сидящим в мягких офисных креслах менеджерам и правительственным чиновникам очень далеко до льющейся по их вине крови, до людской боли и массовых страданий.

    Но позиция жителей Тамеры прямо противоположная. Страдания наших братьев на других континентах - наши страдания. И невозможно построить в одной точке планеты мир гармонии и счастья, когда в другой точке страдают мирные люди и гибнут дети. И они едут в места боевых действий, где массово страдает мирное население, и идут Походом Мира (Grace Pilgrimage), многократно пресекая линию фронта и места боевых действий, беседуя с местными жителями, офицерами, чиновниками и вооружённой до зубов полицией. Они собирают огромные митинги, поют песни, привлекая внимание прессы и стараясь донести мысль о том, что страдания не нужны в этом прекрасном мире, созданном для любви и счастья.

    Последний такой поход, длинной в десять дней и двести пятьдесят километров, проходил по Колумбии, где уже много лет не прекращается война. Участвовало в нём около 150-ти человек, из которых 50 было из Тамеры. Закончился поход в Боготе, столице Колумбии, около дворца президента, где к нему присоединилось более двух тысяч молодых людей, в основном студентов. Президенту было передано коллективное письмо, игнорировать которое было уже невозможно. Результат был достигнут - ещё один маленький шаг к будущему без войны.

    Находясь в эти дни в Тамере, я спросил у молодой женщины, матери двух участвующих в походе 17-летних сыновей-близняшек, не переживает ли она за них. "Что ты!" - сказала она в ответ. - "Я горжусь и радуюсь за своих детей, какую прекрасную школу жизни они проходят в их возрасте! Слава Всевышнему за такую возможность!"

    Источник войны

    Однако Походы Мира, помощь страдающим людям и сотрудничество со многими организациями с близкими целями - это только внешняя сторона движения к Будущему без Войны. Гораздо важнее сторона внутренняя, а именно преодоление войны внутри каждого человека, ведущей к постоянным мелким конфликтам, ссорам и противостояниям. В этой мелкой войне и содержится источник той большой войны, которая ведёт к потерям человеческих жизней - к такому выводу пришёл Дитер Дум ещё на заре своих исследований. А откуда берётся война внутренняя? Неужели это естественное состояние Человека Разумного? Конечно нет! Самый главный источник войны - это неутолённая потребность современного человека в любви, и, в первую очередь, в любви между мужчиной и женщиной.

    Эта острая и очень непростая тема подробно рассмотрена в книге Дитера Дума "The Sacred Matrix" ("Сакральная Матрица"). В ней он приходит к совершенно конкретному выводу: само устройство современного общества, с его институтами брака, свадебными договорами, религиозными убеждениями и общественным мнением создаёт колоссальные преграды к развитию энергии любви в каждом человеке и в обществе в целом. А это, в свою очередь, порождает огромный пласт как личностных, так и социальных проблем, начиная от соматических заболеваний и проявлений садизма и заканчивая эскалацией мирового насилия и фашизмом.

    Нерешённые индивидуальные проблемы в области любви и сексуальности, утверждает Дитер Дум, не только препятствуют развитию личности человека, но и калечат всю его жизнь, искажая внутренние приоритеты и толкая на многочисленные преступления против всего человечества и самой Природы. Но больше всего от отсутствия любви страдают дети, становясь невинными жертвами порочной социальной системы. И круг повторяется...

    "Не может быть мира на Земле, пока в Любви царит война" - что стоит за этим постулатом, одним из основных в теории глобального исцеления? Скрытая война между мужчиной и женщиной, главенство мужчины в социальных, политических и экономических вопросах, подчинённое и зависимое положение женщины, соперничество, чувство собственности по отношению к своим близким, зависть и ревность. Человечество за свою историю совершило множество чудесных открытий, но так и не смогло решить эти вопросы, стоящие на пути к духовному росту и простому человеческому счастью. Ведь если человек находится в состоянии любви, то он уж точно не ударит своего ребёнка, не сломает ветку дерева и не пойдёт убивать людей в какой-то бессмысленной войне.

    Такова теория. А что же на практике? Как нам хотя бы приблизиться к этому будущему, в котором не будет войны? Путь существует, и он совершенно реален - утверждает Дитер Дум. Для того, чтобы изменить ситуацию в глобальном смысле, необходимо создать хотя бы несколько точек на нашей планете, в которых этот вопрос - вопрос войны - будет разрешён самым позитивным образом. Где люди будут жить в гармонии друг с другом, со своими детьми и родителями, а также со всеми живыми существами окружающей природы. Где раз и навсегда исчезнет ревность и зависть, соперничество и ненависть, где воплотится мечта многих людей - жить одной большой, радостной и счастливой семьёй. И для того, чтобы создать такое исцеляющее пространство, Дитер Дум с группой своих друзей и единомышленников 15 лет назад организовал Тамеру.

    Пространство Исцеления

    Если между двумя людьми, мужчиной и женщиной, существует любовь, то тогда зачем вступать в брак, совершать массу ритуалов, давать друг другу клятвы верности? Разве без этого люди не будут счастливы друг с другом? Но если любви нет, то зачем тогда жить вместе? Зачем терпеть друг друга и тайно вздыхать о ком-то другом? Эти вопросы современное общество, как правило, оставляет без ответа. Или ограничивается какой-нибудь простой моралью, что-нибудь вроде "Так жили наши предки", "Бог терпел, и нам велел". А в Тамере над этим вопросом работают, и всерьёз. "А что может быть серьёзнее?" - считают здесь.

    Большинство людей, мужчин и женщин, мечтают об одной любви, один раз и на всю жизнь. Мечтают об этом и жители Тамеры. Но, в отличие от нас, они не строят никаких иллюзий. Да, такая любовь встречается, но, к сожалению, далеко не всегда. В большинстве случаев любовь со временем проходит, и это обычно влечёт за собой массу разочарований и настоящих трагедий. Люди либо остаются вместе, продолжая жить в безразличии или в тайной ненависти друг к другу, либо со скандалом расстаются. Ни одно, ни другое, положительных эмоций не прибавляет.

    В Тамере много устойчивых пар, но они не клянутся друг другу в вечной любви и стараются избегать чувства собственности друг на друга: мой муж, моя жена. Ведь собственность является источником ревности, а ревность - началом войны. И если какая-то пара распадается, никто не считает это большой трагедией и тем более не осуждает. Так здесь принято. Но и другая крайность - разврат - здесь недопустим. Чувства - это очень серьёзно, и относиться к ним нужно бережно и аккуратно.

    Вопросы любви и сексуальности, которые в современном обществе являются, как правило, своеобразным табу, здесь служат предметом обсуждения, в том числе на мужских и на женских "кругах", которые проходят раз в неделю. Это черезвычайно важно - считают в Тамере - чтобы мужчины и женщины собирались по отдельности и обсуждали свои вопросы, конфликты и проблемы. Именно таким образом рождается взаимная поддержка, искореняются ревность и соперничество. И рождается одна большая, дружная семья.

    Община

    Английское слово "community" переводится на русский язык и как община, и как коммуна. Тамера - это что-то среднее. Ты можешь иметь свои деньги, машину или недвижимость где-то в другом месте, можешь уезжать на неопределённое время и потом возвращаться. Тамера - это даже не экопоселение, хотя все признаки такового здесь присутствуют. Они называют себя центром исследования будущего, то есть местом, где отрабатываются новые социальные, экологические, экономические модели для будущего без войны. И наилучшая форма организации человеческого сообщества, утверждают здесь, это община людей, живущих на земле.

    Поэтому в Тамере вся земля и все строения на ней принадлежат всему сообществу, являясь де-факто коллективной собственностью. То есть люди инвестируют свой труд и свои средства не в индивидуальное хозяйство, а в коллективный проект, и считают эти инвестиции очень разумными и перспективными. "Работать на благо всего поселения" - это один из главных принципов. Такая жизнь, являясь очень непривычной для современного менталитета, на практике очень выгодна экономически и социально. Взять, к примеру, приготовление пищи. Периодически помогая в столовой образовательного центра, где кормилось до 60-ти человек, я подсчитал, что на приготовление пищи, уборку и мытьё посуды уходит 10 минут работы в расчёте на обслуживание одного человека за один приём пищи. При том, что питание было и очень качественным, и разнообразным. А сколько времени уходит у наших хозяек? И сколько нужно затратить ресурсов на строительство и оборудование десятков отдельных кухонь?

    Другой пример - машины. Куда дешевле иметь одну качественную машину человек на 10-20, чем всем иметь по одной, учитывая, что большую часть времени она стоит без дела и потихоньку ржавеет. И ещё один пример - одежда. Всю ненужную одежду, взрослую и детскую, жители Тамеры стирают и относят в большую общественную швейную мастерскую, где периодически трудятся две пожилые женщины. Они её при необходимости ремонтируют, перешивают, делая зачастую очень оригинальные и красивые вещи, и раскладывают по размерам. Приблизительно раз в месяц устраивается ярмарка, когда все желающие приходят и берут себе то, что им понравилось. И нужно видеть взрослых людей, которые радуются, как дети, найдя и примеряя что-то новое и интересное. Заглянул сюда и я, подыскивая маленький рюкзачок для того, чтобы день погулять по Лиссабону перед возвращением в Россию. Спросил пожилую женщину, и она, покопавшись в закромах, нашла и вручила мне именно то, что было нужно.

    Новую, с иголочки, одежду вообще в Тамере встретишь нечасто. А зачем покупать что-то новое, если в избытке вещей уже ношеных, но очень даже приличных? Сидим как-то в небольшой тёплой компании, пьём кофе. Рядом со мной обворожительная молодая итальянка, которой кто-то делает комплимент по поводу того, как гармонично она сегодня одета. Итальянка смеётся и приподнимает платье, показывая дырку на колготках: "Недавно шла по Лиссабону, смотрю, колготки лежат в мусорном баке. Мне они понравились, взяла, постирала и ношу. Вот только зашить не успела".

    И это - норма, даже своеобразный культ. Старайся не вредить близким, не вредить всем людям, не вредить планете. Главное - что человек из себя представляет, что он делает, но не то, что у него есть в собственности или что на нём одето. Это тоже элемент будущего без войны.

    Много в Тамере странного и непривычного для нашего обычного взгляда. Но самое непривычное, пожалуй, это взгляды людей на жизнь, их самоощущение, стремления и мотивы. Разговариваем с молодой симпатичной девушкой из Германии. "Неужели ты не мечтаешь о своём отдельном доме, семье, стабильности?" - спрашиваю я. "Нет, мне всё это не нужно. А то, что действительно нужно, всё даёт община", - отвечает она. "А как насчёт детей? Ты не мечтаешь о ребёнке?" - допытываюсь я. "Конечно, мечтаю!" - откровенно отвечает девушка. "А почему тогда у тебя нет ребёнка?" - задаю я бестактный вопрос, пользуясь тем, что в Тамере можно говорить обо всём. "У меня есть любимый мужчина, и он пока не созрел для того, чтобы хотеть ребёнка". "А что же делать?" - не отстаю я. "Как, что? Ждать, когда созреет. Чтобы иметь ребёнка, необходимо желание двух людей".

    Или другой разговор, с красивой пожилой женщиной, матерью четырёх детей и бабушкой трёх внуков. Сюда она переселилась года четыре назад, помогает с приготовлением пищи в образовательном центре и вообще старается быть полезной общине. "В Германии очень много одиноких людей, - рассказывает она. - В каждой квартире по одному человеку, это обычная ситуация в многоквартирном доме. В материальном плане жизнь устроена, но как-то очень одиноко, грустно и бессмысленно. У меня, конечно, есть внуки, можно помогать им, водить в школу и всё такое. Но мне гораздо интереснее здесь, где много общения, где я чувствую свою полезность и причастность к большому и хорошему делу".

    Много подобных разговоров было у меня в Тамере. Молодые мужчины и женщины отказываются участвовать в гонке за материальными благами, от картинки благополучной жизни среднего европейца. Их интересует профессиональное развитие, духовный рост, участие в построении разумного сообщества, которое не станет уничтожать окружающую природу и друг друга. Они не переживают за своё будущее, поскольку готовы жить в любом месте, где будут чувствовать свою полезность и причастность к хорошему делу. Разговариваем с женщиной средних лет, профессиональным переводчиком, со знанием нескольких языков: "Я могла бы неплохо устроиться практически в любой европейской стране, - говорит она. - Но на кого я буду работать? На какую-нибудь фирму или структуру, которая встроена в существующую систему. А каков результат этой системы? Разрушение человеческого сообщества, отравление планеты. Нет, это не для меня".

    Дети

    "Со взрослыми более или менее понятно. Они выбрали свой путь, и этот выбор понять можно, хотя и не просто. Но как же дети? Они ведь должны расти в нормальной семье, с папой и мамой", - размышлял я, гуляя по красивым дорожкам Тамеры. И, дождавшись подходящего момента, пристал с расспросами. "Хорошо, пойдём, сам всё увидишь", - сказала Моника, руководитель IGP, благодаря участию которой я и оказался в Тамере. Профессиональным занятием Моники до знакомства с проектом исцеляющих биотопов была помощь странам третьего мира. Но, работая в Гватемале много лет назад, она осознала, что проблема кроется не в местах массовых страданий, а в развитых странах "первого мира". И что накормить всех голодных будет просто невозможно, если не изменить саму суть системы, разрушающей хрупкое экологическое равновесие и многовековые устои народов мира. Так десять лет назад Моника оказалась в Тамере, чтобы посвятить свою жизнь созданию новой культуры, будущего без войны и насилия.

    Для детей в Тамере построено целое маленькое экопоселение. С многочисленными песочницами, качелями, спортивными сооружениями, помещением школы и огромным шатром метров пятнадцать в диаметре для всевозможных занятий во время непогоды. Здесь у них своя столовая, фруктовые деревья, различные кустарники и грядки с овощами. Здесь они проводят практически всё время своим детским коллективом с одним или несколькими взрослыми, которые проводят занятия и, если необходимо, помогают урегулировать конфликты. Но такое случается крайне редко. Здесь же находится две большие, тёплые и уютные юрты - спальни для малышей и детей постарше.

    "Да, - ответила Моника на мой вопросительный взгляд, - в какой-то момент дети сказали, что хотят не только весь день проводить вместе, но и оставаться здесь на ночь. Вот мы и построили для них такие интересные юрты. В каждой одно спальное место для взрослого, который обязательно ночует вместе с детьми. "И с какого возраста они сюда переселяются?" - спросил я недоверчиво. "Лет с двух, - ответила Моника. - Как только оторвутся от груди и начнут более или менее ходить. Причём это их собственный выбор, никто не принуждает.

    Всё это было для меня настолько неожиданным, что в последующие дни я подходил с расспросами к нескольким мамам. "Мы прекрасно общаемся, - отвечали они. - Либо я прихожу, когда мне хочется, либо ребёнок прибегает к маме или папе. Проблем нет. Но большую часть времени он предпочитает проводить в детском коллективе, в интересных играх и занятиях. И ещё отпадает проблема всевозможных капризов, попыток манипуляции родителями - в детском коллективе, как и в среде взрослых, эти вопросы легко решаются. Наша главная задача - создать в поселении атмосферу, когда среди взрослых не будет ссор и конфликтов, обид, зависти и ревности. Тогда и в детской среде всего этого тоже не будет. И они впоследствии с легкостью подхватят эстафету построения Будущего без Войны. А это и есть наша главная задача.

    Заключение

    Может быть, всё это выглядит слишком красиво и радужно. Может быть, это впечатление связано с моим желанием найти хоть где-то в этом мире островок разумности, место, где люди научились жить без конфликтов, в совместном творчестве, любви и радости. Но чувства не обманешь. Находясь в Тамере, я ощущал на себе воздействие красивого пейзажа с такими необычными для Португалии озёрами, видел спокойных, приветливых и дружелюбных людей, и ни разу более чем за две недели моего пребывания здесь не заметил ни тени агрессии, страха или недружелюбия. И я почувствовал на себе действие этого пространства - Пространства Исцеления.

    Сами жители Тамеры говорят, что далеко не все проблемы у них успешно решены и далеко не на все вопросы найдены ответы. Что нужно постоянно двигаться дальше, в непрерывном поиске правды и доверия. Да и у меня осталось множество вопросов, которые я просто не успел задать или в которых не успел разобраться. Но, может быть, ответы нужно искать не вовне, а внутри себя, как это делают здесь, в Тамере?

                Португалия, Алантежу, Тамера, ноябрь 2010 года

    Лазутин Фёдор
    Калужская область, экопоселение Ковчег

    Дополнительную информацию можно найти здесь:

    Отзывы по статье можно присылать на адрес: fedor-kovcheg@yandex.ru

Другие наши мысли и опыт




Некоммерческое партнёрство "Ковчег"
Калужская область, Малоярославецкий район
E-mail: kovcheg@eco-kovcheg.ru