Статья-отзыв Татьяны Миленович-Костюрковой о спектакле "Призраки"
"Призраки" Эдуардо де Филиппо - прекрасный образец непростой и очень загадочной истории. Ее можно разыграть как смешной анекдот о нелепых и недалеких людях. А можно, наоборот, этим людям поверить, их пожалеть, не осуждая и не оправдывая до конца, наполнить такими знакомыми чеховскими интонациями на тему: "Пропала жизнь!" Режиссер Олег Малахов пошел по второму пути и поставил на сцене театра «Малахит» яркий и трогательный спектакль, наполненный интригами, загадками и тайнами, которые всем хочется разгадать, но до конца все же не получается. Актерами театра «Малахит» превосходно переданы характеры персонажей - людей живых, лишенных внятной однозначности, которые всегда поставлены в ситуацию выбора: как жить дальше? Призрачными становятся человеческие отношения, когда между близкими людьми просачивается ложь, когда настоящая любовь разрушается под грузом недоговоренностей и компромиссов. Героям предстоит по-новому посмотреть не только на своих близких, но и на самих себя.
Название спектакля наводит на мысль о том, что речь в постановке пойдет о чем-то мистическом. Однако комедия не была бы комедией, если бы нас, зрителей, не ожидал внезапный поворот событий, который и становится точкой отсчета настоящего фарса! А какой, казалось бы, забавный сюжет. Паскуале Лойяконо (Олег Малахов), человек среднего возраста и без определенных занятий, получает возможность на время бесплатно завладеть старинным замком с привидениями, чтобы доказать соседям: призраки - всего лишь фантазия, а замок вполне безопасен для обитания. Но не тут-то было. Если призраков и в самом деле нет, их стоило бы выдумать. И в означенном замке начинают происходить вещи весьма любопытные. Интересные декорации и световые картины уже изначально настраивают зрителя на ту самую призрачность, двойственность существования, когда нельзя четко определить - где правда, а где иллюзия. Эту линию иллюзорности жизни виртуозно ведет главный герой истории Лойяконо (Олег Малахов) и, безусловно, становится камертоном этого изысканно-психологического спектакля. Типичный "маленький человек", он легкомыслен, слаб и лишен силы воли. Но в то же время он - фигура почти трагическая, чем-то напоминающая чеховского дядю Ваню. И даже у "маленького" человека может быть большой любовь к красавице Марии (Елена Нетребина), ради которой, собственно, и творятся все безумия.
Лойяконо - Малахов не видит или виртуозно делает вид, что не замечает живых людей, то и дело собирающихся в его замке. Любовник жены Альфредо (Андрей Габов) периодически подсовывает новые суммы в карман его пиджака, но заметить это - значит оборвать и без того непрочную нить, которая держит Лойяконо на плаву в этой жизни, дарит такую зыбкую надежду, что все рано или поздно само собой уладится. Целое представление разыгрывает семейство любовника: жена Армида (Евгения Воробьева) и дети (Иван Таранев и Ксения Панова). Главный герой наблюдает за этим словно бы из театральной ложи. И попробуй тут объяснить, что это - слабость духа, цинизм или безграничная вера в свои иллюзии?
И только с привратником Раффаэле (Дмитрий Воробьев) Лойяконо способен вести адекватный диалог, во время которого герои словно снимают привычные маски и начинают говорить не столько друг с другом, сколько с самими собой.
Самый существенный момент этого спектакля в том, что он светлый. Несмотря на всякие неприятности, беды и несчастья, навалившиеся на главного героя, он находит в себе силы, чтобы их преодолеть. Принцип «Малахита» - культивировать добро, все постановки театра яркие и позитивно заряженные, в спектаклях обязательно присутствуют юмор, легкость и свет. Вот за это и обожает театр «Малахит» публика. Побывав однажды в «Малахите», Душа будут стремиться туда снова и снова.
Статья-отзыв Татьяны Миленович-Костюрковой на Facebook